|
1. Пояснительная записка.
Основная образовательная программа начального общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения Чигольской средней
общеобразовательной школы имени П. А. Черенкова разработана рабочей
группой в составе директора школы Кузнецова С. И., заместителя
директора школы по УВР Малаховой И. Л., руководителя МО учителей
начальных классов школы Неровной Н. Н. и является документом,
регламентирующим содержание общего образования на начальной ступени
обучения и систему оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего
образования на уровне образовательного учреждения.
Учредителем МОУ Чигольской СОШ им. П.
А. Черенкова является администрация Таловского муниципального района
Воронежской области. Школа в селе Новая Чигла в статусе средней
функционирует с 1936 года. Современное название школа имеет с 2004
года. Школа действует на основании лицензии серии А №301104,
регистрационный № И – 1160 от 24 ноября 2010 года, выданной
Инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской
области и свидетельства о государственной аккредетации ГА 009878,
регистрационный № ГУО-2247А от 08 апреля 2008 года, выданного
Главным управлением образования Воронежской области.
Юридический адрес школы: 397473
Воронежская область Таловский район село Новая Чигла улица Садовая,
20. Образовательная деятельность осуществляется по следующим
фактическим адресам: 397473 Воронежская область Таловский район село
Новая Чигла улица Садовая, 20 и 397473 Воронежская область Таловский
район село Новая Чигла улица Ленинская, 66.
Телефоны: 8(47352)4-12-94 и
8(47352)4-10-42.
Школа видит свою миссию в следующем:
по отношению
к учащимся и педагогам—
в
предоставлении каждому сферы деятельности, необходимой для
реализации интеллектуальных и творческих способностей в непрерывном
самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья,
способности
к социальной адаптации; по отношению к родителям — в вовлечении их в
совместную со школой деятельность; по отношению к социуму — в
повышении культуры и сохранении села как уникального социального
микрокосма.
Цель школы – создание
условий для самореализации личности с учетом возможностей,
склонностей, способностей, и интересов для развития ее нравственного
и интеллектуального потенциала для обеспечения образования высокого
качества, воспитания активных и сознательных граждан
демократического общества.
Задачи школы:
1. Обеспечение высокого
методического уровня проведения всех видов занятий.
2. Выявление, обобщение и
распространение положительного педагогического опыта творчески
работающих учителей.
3. Повышение научно-методической
квалификации учителей.
4.
Формирование у учащихся целостного восприятия народного искусства
как части культуры народа, патриотических качеств личности; развитие
духовных качеств и целостного видения мира, общей культуры.
5. Проведение работ по
совершенствованию комплексной программы воспитания учащихся,
формирование у них моральных качеств.
6. Оптимизация структуры и
содержания учебного занятия.
7. Совершенствование использования
ИКТ в учебном процессе.
8. Совершенствование форм и методов
контроля знаний в свете подготовки к государственной (итоговой)
аттестации общего образования в условиях независимого оценивания и
ЕГЭ.
Образовательная практика в школе осуществляется на основе
статистического анализа . Статистический анализ показывает как
наличие ряда серьезных проблем в образовательной деятельности школы,
так и несомненные положительные результаты в деятельности
педагогического коллектива.
1.
Динамика численности обучающихся
|
Учебный год |
I
ступень |
В целом |
|
2005-2006 |
71 |
257 |
|
2006-2007 |
71 |
237 |
|
2007-2008 |
71 |
218 |
|
2008-2009 |
76 |
200 |
|
2009-2010 |
70 |
184 |
|
2010-2011 |
53 |
166 |
2.
Коэффициент качества
|
Учебный год |
I
ступень |
Школа в целом |
|
2005-2006 |
0,46 |
0,27 |
|
2006-2007 |
0,50 |
0,33 |
|
2007-2008 |
0,51 |
0,32 |
|
2008-2009 |
0,47 |
0,35 |
|
2009-2010 |
0,57 |
0,42 |
|
2010-2011 |
0,57 |
0,46 |
3. Количество
отличников
|
Учебный год |
I
ступень |
Школа в целом |
|
2005-2006 |
4 |
8 |
|
2006-2007 |
8 |
13 |
|
2007-2008 |
12 |
18 |
|
2008-2009 |
10 |
17 |
|
2009-2010 |
12 |
17 |
|
2010-2011 |
7 |
19 |
Анализ состава учителей начальных
классов:
Всего – 4, из них:
имеют высшее образование – 2,
имеют среднее специальное
образование – 2,
имеют 1 квалификационную категорию –
1
имеют 2 квалификационную категорию –
2,
не имеют категории – 1.
Исходя из представленных статистических данных можно сделать вывод о
том, что, главными проблемами является сложная демографическая
ситуация и необходимость улучшения качественных характеристик
кадрового состава педагогического корпуса. В то же время,
материальная база и имеющийся кадровый потенциал, при условии
соответствующих усилий педагогического коллектива, позволяют
успешно реализовать Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования нового поколения.
Целями основной образовательной
программы начального общего образования являются
определение содержания и организации образовательного процесса на
ступени начального общего образования, направленного на формирование
общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей
социальную успешность, развитие творческих способностей,
саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа
разработана в соответствии с требованиями Закона
Российской Федерации «Об образовании»,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Приказа Министерства образования и науки от 06.10.2009 г. №373 «Об
утверждении и введении в действие ФГОС НОО», Приказа Министерства
образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений
в Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от
06.10.2009 г. №373», Постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «От утверждении СанПин
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об
утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с
изменениями и дополнениями), Приказа Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №
761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 6
октября 2010 г., регистрационный № 18638, Приказа Министерства
образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О
продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников»,
Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 в редакции
Приказов Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 №241 и от
30.08.2010 №889 «Об утверждении Федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования», а
также на основе Примерной
основной общеобразовательной программы.,
Основная образовательная
программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего
образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная
школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
·
С изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка -
с переходом к учебной деятельности, имеющей общественный характер и
являющейся социальной по содержанию;
·
С освоением новой социальной позиции, расширением сферы
взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в
общении, познании, социальном признании и самовыражении;
·
С принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика,
выражающейся в формировании внутренней позиции школьника,
определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и
познавательного развития;
·
С формированием у школьников основ умения учиться и способностей к
организации своей деятельности;
·
С изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты
адекватности и рефлексивности;
·
С моральным развитием, которое существенным образом связано с
характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и
межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской
идентичности и мировоззрения
Учитываются характерные для младшего школьного возраста:
·
Центральные психологические новообразования: словесно-логическое
мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание,
письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов
действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане,
знаково – символическое мышление;
·
Развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью.
Для реализации основной образовательной программы избран УМК «Школа
России», так как он построен на единых для всех учебных предметов
концептуальных основах и имеет полное программно – методическое
обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в
нее завершенные предметные линии получены положительные заключения
Российской академии наук и Российской академии образования. Комплекс
реализует Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные
области учебного плана ФГОС, включая такие новые для начальной
школы, как основы духовно – нравственной культуры народов России,
информатика и иностранные языки. УМК «Школа России» разработан в
соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и
конкретно – методического характера, обеспечивающими новое качество
как учебно – методического комплекса в целом, так и значение каждого
учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России»
бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшей свою
эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста,
обеспечивая как реальные возможности личностного развития и
воспитания ребенка, так и достижения положительных результатов его
обучения.
Целью реализации основной образовательной программы начального
общего образования является обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых
установок. Знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых
личностными, семейными, государственными потребностями и
возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями развития и состоянием здоровья.
К способам реализации поставленных целей и задач можно отнести:
- особенности образовательного
пространства школы (системы обучения, воспитания,
здоровьесбережения, межличностных отношений учеников, учителей,
родителей; уровни усвоения отдельных предметов (технологический,
базовый, продвинутый для учащихся, проявляющих склонность к изучению
отдельных предметов));
- многообразие форм организации
образовательного процесса и внеурочной деятельности;
- создание
информационно-образовательной среды;
- создание условий для продуктивной
творческой деятельности учащихся, презентации и социальной оценки
результатов их творчества через выставки, конкурсы, фестивали,
детскую периодическую печать, социальные инициативы и практики,
приобщение их к общественно значимым делам .
В соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования в основе
реализации основной образовательной программы лежит системно –
деятельностный подход, который предполагает:
·
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
современного общества;
·
Переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
·
Ориентацию на достижение цели и основного результата образования –
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира;
·
Признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении
целей личностного и социального развития обучающихся;
·
Учёт индивидуальных возрастных особенностей обучающихся, роли и
значения видов деятельности и форм общения при определении
образовательно – воспитательных целей и путей их достижения;
·
Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего и профессионального
образования;
Разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и
расширение зоны ближайшего развития.
Разработанная основная образовательная программа
предусматривает:
·
Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися, в т.ч.
детьми с ограниченными возможностями здоровья;
·
Выявление и развитие способностей обучающихся. В т. ч одарённых
детей;
·
Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно –
технического творчества и проектно – исследовательской деятельности;
·
Использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
·
Возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при
поддержке педагогических работников;
·
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального
управления и действия
Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги,
родители (законные представители). В современных условиях
представляется необходимым сотрудничество школы с общественными
организациями, учреждениями культуры, органами местного
самоуправления первого уровня, районными методическими объединениями
и сетевыми сообществами педагогов.
Программа исходит из того, что основным запросом родителей является
высокое качество предоставляемых образовательных услуг.
Образовательная программа предусматривает достижения следующих
результатов образования:
а) личностных, метапредметных,
предметных;
б) освоение универсальных учебных
действий (УУД) (познавательных, регулятивных, коммуникативных,
личностных);
в) овладение ключевыми компетенциями.
Таким образом, настоящая программа
будет служить нормативно-методической базой реализации ФГОС
начального общего образования в конкретных условиях функционирования
Чигольской средней общеобразовательной школы имени П. А. Черенкова.

|