Официальный сайт МКОУ Чигольская СОШ

 им. П.А. Черенкова

Документы

Программа развития школы Устав Колдоговор Открытый доклад Локальные акты Документы по НСОТ Экзамены Переход на ФГОС НОО

Кружок «Домисолька»

Пояснительная записка.

     Настоящая программа составлена с использованием материалов «Палитра детских голосов», Усачёва Н. П. Программа дополнительного образования для учащихся 1-11 классов.

В МКОУ Чигольской СОШ им. П. А. Черенкова традиционно обучаются  дети, наделенные  музыкальными способностями,  которые любят музыку и желают научиться красиво петь.

Особенность программы «Домисолька» в том, что она  разработана   для  обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся  научиться красиво и грамотно петь.  При этом   дети  не только разного возраста, но и имеют разные  стартовые способности.

В данных условиях программа «Домисолька» - это механизм, который  определяет содержание обучения вокалу школьников,   методы   работы учителя  по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа  в первую очередь в том, что в ней представлена  структура  индивидуального педагогического воздействия  на формирование певческих навыков обучающихся   последовательности, сопровождающая систему практических  занятий.

Программа отличается тем,  что:

- позволяет в  условиях общеобразовательной школы  через дополнительное образование  расширить  возможности  образовательной области «Искусство»;

-  она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей  школьников    разных возрастных групп;

-  содержание  программы  «Домисолька»  может быть  основой для  организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории,   развития  вокальных умений и навыков   как групп  обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

-  программа дополнительного образования  имеет  четкую содержательную структуру на основе постепенной  (от простого к сложному) реализации задач тематического блока,  а  не  общепринятое описание  системы работы.

Цель программы –    через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению и исполнительские  вокальные навыки,    приобщить их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

         Задачи:

·          Расширить знания обучающихся о музыкальной  грамоте и искусстве вокала,   различных жанрах  и стилевом многообразии  вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;

·          Воспитать у обучающихся уважение  и признание певческих традиций,  духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному  искусству;

·          Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость,  способность   сопереживать,  творческого воображения,  Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;

·          Помочь учащимся овладеть практическими  умениями и навыками в  вокальной  деятельности.

           Принципы педагогического  процесса:

-   принцип единства художественного и технического развития пения;

-   принцип гармонического воспитания личности;

-  принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

-   принцип успешности;

- принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

-   принцип  творческого  развития;

-   принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности  - природосообразности ребенка;

-   принцип индивидуального подхода;

-   принцип практической направленности.

В  концептуальной основе  программы  важно   особо подчеркнуть  главное отличие   эстрадного  пения -  многообразие  индивидуальных исполнительских манер и жанровой  многоплановости.

         В основу разработки программы  «Домисольки» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

         - технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.                                                   Программа  определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая  работа и концертно-исполнительская деятельность. Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности -  это  обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все  практические занятия, на которых  основное внимание уделяется  постановке голоса и сценическому искусству.                                                                         

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей  на  групповых и  индивидуальных занятиях.

Педагогическая целесообразность программы в том, что  программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.),  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Особое место уделяется концертной деятельности (2-е направление программы): обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных мероприятий, посвященных разным памятным датам.  Это придает прикладной смысл занятиям. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Данная программа рассчитана на три года обучения  - 102 часа.

К занятиям в данном кружке привлекаются дети 7 – 11 лет. Формой организации детского коллектива во время занятий является группа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

          Программа имеет трехуровневую  (по годам обучения)  и тематическую структуру.

п/п

Разделы (блоки)

Кол-во часов

I.      Вокально-хоровая работа    - 90 час.

1.

Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.

9

2

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка

полученных вокальных навыков.

2

3.

Распевание.

8

4.

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего.

8

5.

Дикция. Артикуляция.

6

6.

Гигиена певческого голоса.

3

7.

Сценическая культура и сценический образ.

8

8.

Основы нотной грамоты.

8

9.

Движения  вокалистов под музыку.

7

10.

Вокально-хоровая работа.

16

11.

Импровизация.

7

12.

Собственная манера исполнения.

8

II.    Концертно-исполнительская деятельность -  12час.

ИТОГО:  102                                                                                                              

 

Ожидаемые результаты:

(1 ступень  - 1 год обучения)

знать, понимать:

      - строение артикуляционного аппарата;

      - особенности и возможности певческого голоса;

      - гигиену певческого голоса;

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

-  место дикции в  исполнительской деятельности.

    уметь:

      - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - петь короткие фразы на одном дыхании;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

      - петь легким звуком, без напряжения;

      - на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

     - уметь делать распевку;

      - к концу года спеть выразительно, осмысленно.

 

(2 ступень  - 2-й год обучения)

знать, понимать:

      - соблюдать певческую установку;

      - понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - жанры вокальной музыки;

     -  произведения различных жанров;

     - великих  вокалистов России и мира;

уметь:

      - правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - точно повторить заданный звук;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;

      - петь чисто и слаженно в унисон;

      - петь без сопровождения отдельные  попевки и отрывки из песен;

      - дать критическую оценку своему исполнению;

       - характеризовать выступления великих вокалистов

      - использовать элементы ритмики и движения под музыку;

      - работать в сценическом образе;

      - принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива

 

(3 ступень  -  3  год обучения)

знать, понимать:

     - основные типы голосов; 

    - жанры вокальной музыки;

     - типы дыхания;

     - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

     - реабилитация при простудных заболеваниях;

     - особенности многоголосого пения;

     - обоснованность сценического образа.

уметь:

     - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

    - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

    - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

    - принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

Тематический план

(1-й год обучения)

Цель:  раскрыть певческий голос ребенка   через   основы вокала, исполнение детских песенок,  песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

№ п/п   Дата

Тема занятий

Часы

Общее кол-во

Теория

Практика

Вокально-хоровая работа

1.

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

2

1

1

2.

Певческая установка. Дыхание.  

2

1

1

3.

Распевание.

8

1

     7

4.

Вокальная позиция.

2

0,5

1,5

5.

Звуковедение. Использование певческих навыков.

6

1

5

6.

Знакомство с различной манерой пения.  Дикция. Артикуляция.

4

1

3

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

8.

Работа над сценическим образом.

3

1

 

Концертно-исполнительская деятельность

9.

Праздники, выступления.

6

 

6

 

Итого

34

7,5

26,5

(2-й год обучения)

Цель:  сформировать у обучающихся  основы вокальных умений и  навыков  через  усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.

№ п/п   Дата

Тема занятий

Часы

Общее кол-во

Теория

Практика

Вокально-хоровая работа

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом.

Использование певческих навыков.

2

1

1

 

2.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие  вокалисты. 

Вокальные навыки

4

1

3

 

3.

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Выявление индивидуальных красок голоса.

4

0

4

 

4.

Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

6

1

5

5.

Использование элементов ритмики. Движения под музыку.  

Сценическая культура.

4

0

4

6.

Дикция. Вокальные навыки.

3

0

3

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

8.

Работа над сценическим образом.

3

0

3

Концертно-исполнительская деятельность

9.

Праздники, выступления.

7

0

7

 

Итого

34

4

30

(3-й год обучения)

Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной  голосовой импровизацией способствовать формированию  позиции обучающегося в мире искусства и вокала,   совершенствованию  исполнительского мастерства.

№ п/п   Дата

Тема занятий

Часы

Общее кол-во

Теория

Практика

Вокально-хоровая работа

1.

Введение, владение голосовым аппаратом. Использование  певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.

2

0

2

2.

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура.

3

0

3

 

3.

Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

6

1

5

 

4.

Дикция.  Расширение диапазона голоса.

7

0

7

5.

Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

3

0

3

 

6.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

3

0

3

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

8.

Работа над сценическим образом.

3

0

3

Концертно-исполнительская деятельность

9.

Праздники, выступления.

6

0

6

 

Итого

34

2

32

Литература

1.     Усачёва Н. П. Программа дополнительного образования для учащихся 1-11 классов «Палитра детских голосов» г. Радужный, 2008г.

2.     «Из истории музыкального воспитания» Хрестоматия М «Просвещение», 2005г

Вернуться

 

 
Hosted by uCoz