3. Программа духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Раздел 1.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно
обеспечить:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни,
индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в
духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и
профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного
образования и универсальной духовно-нравственной установки
«становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать
согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости
определенного поведения, основанного на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности,
способности формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения
моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим
поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных
духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную
позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и
поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни,
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности
личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному,
профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в
сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей,
обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за
Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся должно обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих
национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним
вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской
Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации,
Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших,
ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами
правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся должно содействовать:
укреплению и совершенствованию демократического федеративного
правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и
общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на
модернизацию страны;
укреплению национальной безопасности.
Национальный воспитательный идеал
Воспитание ориентировано
на достижение определенного идеала,
т. е. образа человека, имеющего
приоритетное значение для
общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей, является
преумножение многонационального народа Российской Федерации в
численности, повышение качества его жизни, труда и творчества,
укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и
государственности, развитие национальной культуры.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
в соответствии с национальным приоритетом;
исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к
национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
согласно Конституции Российской Федерации;
согласно Закону Российской Федерации «Об
образовании» в части общих требований к содержанию
образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ
(ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал - это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Раздел 2.
Основные направления и
ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания.
Организация духовно – нравственного развития и воспитания
обучающихся осуществляются по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение
Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и
правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость;
милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение
достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;
забота т помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и
младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность,
представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание; стремление к
познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость,
трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека эстетическое
развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно – нравственного развития и воспитания важны,
дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе
отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Раздел 3.
Принципы и особенности
организации
содержания духовно-нравственного
развития
и воспитания.
Принцип ориентации на
идеал.
Идеал – это высшая
ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного
коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных
отношений, превосходная степень нравственного представления о
должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно
организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными
ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального
развития личности. В содержании программы духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть
актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей
страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных
культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные
идеалы поддерживают
единство уклада школьной
жизни, придают ему нравственные
измерения, обеспечивают
возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания
и социализации.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют
основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания
личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения,
деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к
определённой ценности. Педагогическая организация нравственного
уклада школьной жизни начинается с определения той системы
ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса,
раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой
обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного
развития.
Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример
— это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими
людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого
значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и
внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами
нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет
расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему
диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы ценностных
отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность
следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость
людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным
жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для
духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим,
стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте
преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности,
развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы —
яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных
явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно
связанные с той ситуацией, в которой
они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными
средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет
диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями
(законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным
его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания
и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и
сознательно
присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к
морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его
организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного
общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск
смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим
человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях
процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный,
многомернодеятельностный характер. Младший школьник включён в
различные виды социальной, информационной, коммуникативной
активности, в содержании
которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и
мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна
быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей
программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования.
Принцип системнодеятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие
обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в
себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой
деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных
видов деятельности обучающихся в рамках программы их
духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на
основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей,
педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную
задачу. Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь?
Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание
общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.
Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и
родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к
содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической литературы, публикаций, радио и телепередач,
отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края,
своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и
прародителей;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках
педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой
деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса -
задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно
раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада
школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного
учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они
пронизывают всё содержание образования,
весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность
обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и
ценностей создаёт смысловую основу пространства
духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве
снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой
и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада
школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему
жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Обучающийся испытывает большое доверие к учителю.
Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют
нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем
своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления
ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об
отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми
во многом определяет качество духовно-нравственного развития и
воспитания последних.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают
ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение
в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося
множеством примеров нравственного поведения, которые широко
представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре
традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре
народов Российской Федерации, литературе и различных видах
искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из
основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания
должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной,
ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том
числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых
есть место духовному служению и моральному поступку.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно
противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно
разрушительного поведения, которые в большом количестве и
привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные
игры, телевидение и другие источники информации.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным
приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад
школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту
или иную ценность
ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому
педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего
школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В
процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в
человеке — совесть, его нравственное самосознание.
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного
социального созревания является соблюдение равновесия между
самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое
раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе —
внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров
происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм,
поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с
другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие
человека с другими людьми.
Раздел 4.
Основное содержание
духовно-нравственного развития и воспитания.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
·
Элементарные представления о политическом устройстве
Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о
его важнейших законах;
·
Представления о символах государства;
·
Элементарные представления об институтах гражданского
общества, о возможности участия граждан в общественном управлении;
·
Элементарные представления о правах и обязанностях
гражданина России;
·
Интерес к общественным явлениям, понимание активной
роли человека в обществе;
·
Уважительное отношение к русскому языку как
государственному, языку межнационального общения;
·
Начальные представления о народах России, об их общей
исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
·
Элементарные представления о национальных героях и
важнейших событиях истории России и её народов;
·
Интерес к государственным праздникам и важнейшим
событиям в жизни России;
·
Стремление участвовать в делах класса, школы, семьи,
своего села;
·
Любовь к образовательному учреждению, своему селу,
городу, народу, России;
·
Уважение к защитникам Родины;
·
Умение отвечать за свои поступки;
·
Негативное отношение к нарушениям порядка в классе,
дома на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
·
Первоначальное представление о национальных ценностях;
·
Различение хороших и плохих поступков;
·
Представления о правилах поведения;
·
Элементарные представления о религиозной картине мира;
·
Уважительное отношение к родителям, старшим,
доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
·
Установление дружеских отношений в коллективе;
·
Бережное, гуманное отношение ко всему живому;
·
Знание правил вежливого поведения, культуры речи;
·
Стремление избегать плохих поступков;
·
Представление о возможном негативном влиянии
компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
·
Отрицательное отношение к аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным словам и действиям.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни.
·
Первоначальные представления о нравственных основах
учёбы, роли образования и труда;
·
Уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
·
Элементарные представления о профессиях;
·
Ценностное отношение к учёбе;
·
Элементарные представления о роли знаний;
·
Первоначальные навыки коллективной работы;
·
Умение проявлять дисциплинированность,
последовательность, настойчивость в выполнении заданий;
·
Умение соблюдать порядок на рабочем месте;
·
Бережное отношение к результатам труда, к школьному
имуществу, учебникам, личным вещам;
·
Отрицательное отношение к лени и небрежности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
·
Развитие интереса к природе, природным явлениям и
формам жизни;
·
Ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
·
Элементарный опыт природоохранительной деятельности;
·
Бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
·
Представление о душевной и физической красоте
человека;
·
Формирование эстетических идеалов, чувства
прекрасного;
·
Интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
·
Интерес к занятиям художественным творчеством;
·
Стремление к опрятному внешнему виду;
·
Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и
неряшливости.
Раздел 5.
Виды деятельности и формы
занятий.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
• получение первоначальных представлений о Конституции Российской
Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом,
Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской
Федерации, в котором находится школа (на плакатах, картинах, в
процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных
базисным учебным планом);
• ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью
замечательных людей, явивших примеры гражданского служения,
исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в
процессе бесед, экскурсий,
просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным
местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического
содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
• ознакомление с историей и культурой родного края, народным
творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями
быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр,
просмотра кинофильмов, творческих
конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий,
туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных
дисциплин);
• знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны,
содержанием и значением государственных праздников (в процессе
бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия
в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным
праздникам);
• знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической
и гражданской направленности, с правами гражданина (в процессе
посильного участия в социальных проектах и мероприятиях);
• участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных
фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках
Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического
содержания, конкурсов и
спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с
ветеранами и военнослужащими;
• получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с
детьми и взрослыми — представителями разных народов России,
знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе
бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных
праздников);
• участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы,
ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные
примеры гражданственности и патриотизма.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• получение первоначального представления о базовых ценностях
отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских
народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных
предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в
творческой деятельности, такой, как театральные постановки,
литературно-музыкальные композиции, художественные выставки,
отражающие культурные и духовные традиции народов России);
• ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей
(законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных
организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения,
добровольного участия в подготовке и проведении религиозных
праздников, встреч с религиозными деятелями);
• участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий,
направленных на формирование представлений о нормах
морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих
школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
• ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных
местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в
процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов,
наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации
поступков, поведения разных людей);
• усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в
коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками
вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам,
старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной
поддержке,
участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной
деятельности;
• посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в
оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых
существах, природе;
• получение первоначальных представлений о нравственных
взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и
прародителях);
• расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе
проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации
совместно с родителями (законными представителями) творческих
проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи,
воспитывающих
уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между
поколениями).
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных
мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли
знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
• участвуют в экскурсиях по селу, во время которых знакомятся с
различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на
производственные
предприятия, встреч с представителями разных профессий;
• узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и
прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд
наших родных»;
• получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого
взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в
учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических
игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных
профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда,
ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм),
раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой
деятельности);
• приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному
труду (посредством презентации учебных и творческих достижений,
стимулирования творческого учебного труда, предоставления
обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
• учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных
предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в
разработке и реализации различных проектов);
• приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно
полезной деятельности (занятие народными промыслами,
природоохранительная деятельность);
• приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
• участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы,
знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры
высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
• усвоение элементарных представлений об эко культурных ценностях, о
традициях этического отношения к природе в культуре народов России,
других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном
взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и
вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
• получение первоначального опыта эмоционально-чувственного
непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного
поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических
походов и путешествий по родному краю);
• получение первоначального опыта участия в природоохранительной
деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции,
десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка
доступных территорий от
мусора, подкормка птиц и т. д.);
• усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой
(при поддержке родителей (законных представителей), расширение опыта
общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с
родителями (законными представителями) в экологической деятельности
по месту жительства).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
• получение элементарных представлений об эстетических идеалах и
художественных ценностях культуры России, культур народов России (в
ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин,
посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий
к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры,
знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на
выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
• ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной
культуры родного края, с фольклором и народными художественными
промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе
экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий,
включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного
учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной
музыки, художественных мастерских, театрализованных народных
ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
• обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного
края, в том, что окружает обучающихся в пространстве
образовательного учреждения и дома, сельском ландшафте, в природе в
разное время суток и года, в различную погоду; разучивание
стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных
фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и
сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира
через художественные образы;
• обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, (участие в
беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг
нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах,
телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать
добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего,
созидательное от разрушительного);
• получение первоначального опыта самореализации в различных видах
творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и
формах художественного творчества (на уроках художественного труда и
во внеурочной деятельности);
• участие вместе с родителями (законными представителями) в
проведении выставок семейного художественного творчества,
музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности,
реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов
художественной культуры с последующим представлением в
образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам
экскурсий творческих работ;
• получение элементарных представлений о стиле одежды как способе
выражения внутреннего, душевного состояния человека;
• участие в художественном оформлении помещений.
Раздел 6.
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и
общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию
обучающихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени
начального общего образования осуществляются не только
образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями
по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и
семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада
жизни обучающегося.
При этом используются различные формы взаимодействия:
·
Участие
представителей общественных организаций и объединений, а также
традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их
родителей в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации
направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся;
·
Реализация
педагогической работы указанных организаций и объединений с
обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
·
Проведение
совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного
развития и воспитания в образовательном учреждении.
Раздел 7.
Повышение педагогической культуры
родителей (законных представителей).
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных
факторов духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку
уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших
компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей
(законных представителей) основана на следующих принципах:
·
Совместная
педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в
т.ч. в определении основных направлений, ценностей и приоритетов
деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному
развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и
реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся, оценке эффективности этих программ;
·
Сочетание
педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
родителей (законных представителей);
·
Педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
·
Поддержка и
индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической
культуры каждого из родителей;
·
Содействие
родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
·
Опора на
положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных
педагогических ситуациях и открывать им возможности активного,
квалифицированного, ответственного, свободного участия в
воспитательных программах и мероприятиях.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных
представителей) могут быть использованы различные формы работы, в
т.ч.: родительское собрание, родительская конференция,
организационно-деятельностная и психологическая игра,
собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча
за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический
практикум, тренинг для родителей.
Раздел 8.
Планируемые результаты
духовно-нравственного развития и воспитания.
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими
соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных
представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения
действительности и общественного действия в контексте становления
идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы должно
обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех
духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся
вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл,
участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих,
опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как
ценность);
- эффекта - последствия результата, того,
к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как
личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально
одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и
дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся
между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в
защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок
получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у младшего
школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в
самостоятельном общественном действии человек действительно
становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося
с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов
к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено
к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не
столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание
осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности
могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных
поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые
условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной
социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта
нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен
быть последовательным, постепенным.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и
воспитания предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися
следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,
отечественному культурно-историческому наследию, государственной
символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку,
народным традициям, старшему поколению;
• элементарные представления об институтах гражданского общества, о
государственном устройстве и социальной структуре российского
общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических
традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга;
• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,
национальной истории и культуры;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека,
гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных
чувств и этического сознания:
• начальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, в том числе об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями
разных убеждений, представителями различных социальных групп;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
• уважительное отношение к традиционным религиям;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную
сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения,
бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда,
трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со
сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества,
создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной
и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных
и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой
деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной
и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного
отношения к природе;
• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к
природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в
школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
• элементарные представления об эстетических и художественных
ценностях отечественной культуры;
•
первоначальный опыт
эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных
традиций, фольклора народов России;
• первоначальный опыт
эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе
и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт
самореализации в различных видах творческой деятельности,
формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах
творчества;
• мотивация к реализации
эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и
семьи.
