Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на
формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся, способствующих
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального образования.
Ценности, являющиеся основой программы - сохранение и укрепление
здоровья детей, создание оптимальных внешнесредовых условий в школе
и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни должна обеспечивать:
- формирование представлений об основах экологической культуры на
примере экологически сообразного поведения в быту и природе,
безопасного для человека и окружающей среды;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)
путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к
природе;
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом
их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие
потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей
(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и
другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу
по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,
состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать
свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений
организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие
условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с
учетом индивидуальных особенностей;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных)
ситуациях.
Организация работы образовательного учреждения по формированию у
обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два
этапа.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы
образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
•организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию,
физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных
навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных
привычек;
•организации просветительской работы образовательного учреждения с
учащимися и родителями (законными представителями);
•выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом
результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей
обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап — организация работы образовательного учреждения по
данному направлению:
1.
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная
на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,
включает:
·внедрение в систему
работы образовательного учреждения дополнительных образовательных
программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового
образа жизни, которые должны носить модульный характер,
реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный
процесс;
·лекции, беседы,
консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья,
профилактике вредных привычек;
·проведение дней
здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий,
направленных на пропаганду здорового образа жизни;
·создание в школе
общественного совета по здоровью, включающего представителей
администрации, учащихся старших классов, родителей (законных
представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных
клубов.
2.
Просветительская и методическая работа с педагогами,
специалистами и родителями (законными представителями), направленная
на повышение квалификации работников образовательного учреждения и
повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по
проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
·проведение
соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
·приобретение для
педагогов, специалистов и родителей (законных представителей)
необходимой научно-методической литературы;
·привлечение
педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных
представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных
мероприятий и спортивных соревнований.
Системная
работа на ступени начального общего образования по формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни может быть
представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию
здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной
и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации
физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной
программы и просветительской работы с родителями (законными
представителями) — и должна способствовать формированию у
обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них
здоровья.
Планируется достижение определенных результатов.
Выпускник начальной школы будет:
·
иметь мотивацию к занятиям физкультурой и спортом,
сохранению здоровья;
·
обладать первоначальными гигиеническими навыками и
знаниями физиологии и гигиены.
Здоровьесберегающая
инфраструктура образовательного учреждения включает:
·соответствие
состояния и содержания здания и помещений образовательного
учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной
безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда
обучающихся;
·наличие и
необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для
хранения и приготовления пищи;
·организацию
качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих
завтраков;
·оснащённость
кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и
спортивным оборудованием и инвентарём;
·наличие помещений
для медицинского персонала;
·наличие необходимого
(в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава
специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (
учителя физической культуры медицинские работники).
Ответственность
и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию
образовательного учреждения.
Рациональная
организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
направленная на повышение
эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного
функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия
перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
·соблюдение
гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и
внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках
и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
·использование
методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и
особенностям обучающихся (использование методик, прошедших
апробацию);
·введение любых
инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
·строгое соблюдение
всех требований к использованию технических средств обучения, в том
числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
·индивидуализация
обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития
и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам
начального общего образования;
·ведение
систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с
ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные
медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
Эффективность
реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
Эффективная
организация физкультурно-оздоровительной работы,
направленная на
обеспечение рациональной организации двигательного режима
обучающихся, нормального физического развития и двигательной
подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных
возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся
и формирование культуры здоровья, включает:
·полноценную и
эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках
физкультуры, в секциях и т. п.);
·рациональную и
соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий
активно-двигательного характера на ступени начального общего
образования;
·организацию занятий
по лечебной физкультуре;
·организацию часа
активных движений (динамической паузы) между 3‑м и 4‑м уроками;
·организацию
динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих
эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
·организацию работы
спортивных секций и создание условий для их эффективного
функционирования;
·регулярное
проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта,
соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация
этого блока зависит от администрации образовательного учреждения,
учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а
также всех педагогов.
Реализация
дополнительных образовательных программ предусматривает:
·внедрение в систему
работы образовательного учреждения программ, направленных на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве
отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в
учебный процесс;
·проведение дней
здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
·создание
общественного совета по здоровью, включающего представителей
администрации, учащихся старших классов, родителей (законных
представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу
«Образование и здоровье».
Программы,
направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа
жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
·интеграцию в базовые
образовательные дисциплины;
·проведение часов
здоровья;
·занятия в кружках;
·проведение досуговых
мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
·организацию
дней здоровья.
Просветительская
работа с родителями (законными представителями) включает:
·лекции, семинары,
консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка,
его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на
здоровье детей и т. п.;
·приобретение для
родителей (законных представителей) необходимой научно-методической
литературы;
·организацию
совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по
проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по
профилактике вредных привычек и т. п.
Показатели здоровьесберегающей деятельности школы
Результативность работы школы в данном направлении можно отследить
по следующим показателям:
1.Физическое
развитие учащихся.
2.Заболеваемость учащихся
3. Физическая подготовленность учащихся.
4.Комплексная
оценка состояния здоровья (распределение детей на группы здоровья).
5. Здоровый образ
жизни учащихся.
