Официальный сайт МКОУ Чигольская СОШ

 им. П.А. Черенкова

Документы

Программа развития школы Устав Колдоговор Открытый доклад Локальные акты Документы по НСОТ Экзамены Переход на ФГОС НОО


   Некоторые общие, но важные советы учителям

 

Прогресс и рост невозможны, пока вы поступаете так, как поступали всегда. Тот, кто делает всегда только то, к чему давно привык, будет получать только то, что всегда имел и раньше.

Одним из важнейших факторов обеспечения психологического благополучия школьников является отношение к учащимся, к своей работе, к ситуации ЕГЭ самих педагогов. Спокойный и ровный тон, открытость и доброжелательность, готовность поддерживать и принимать учащихся с их особенностями и проблемами, быть фасилитатором – все это не дается учителю в один миг, а является результатом его длительной внутренней работы над собой. Ниже мы приводим довольно пространную цитату из книги Х. Алиева. Советы по саморегуляции в ней не столь конкретны и методичны, как учителя привыкли давать школьникам к экзаменам, но если они будут услышаны, то пользы от этого будет гораздо больше, чем от советов, звучащих, как должностные инструкции.

…Проблема: овладеть контролем над сокровенным состоянием гармонии между душой и телом, необходимой для самоосознания человеком собственного «Я» и сохранения здоровья, через которое и происходит, оказывается, не только целостная психофизиологическая самоорганизация личности, но и передача личных достижений в генетику поколений.

Это состояние гармонии между умом и телом – основа состояния внутренней свободы – известно во всех временах и у всех народов и называется оно по-разному. И именно оно, оказывается, и является психофизиологической основой математической интуиции понятия «нуля», феномена «присутствия-отсутствия».

А в школе пока предполагается, наверное, что навыки самопознания и работы над собой формируются сами по себе, во время, например, физкультуры, литературы или математики. Поэтому на пятом или шестом уроке ученики сидят с отсутствующими лицами. Сидят усталые, сами того не подозревая, что эта «пустота» в голове и есть защищающее их восстановительное состояние, та самая «нирвана», лежащая в основе систем самосовершенствования, открывающая основу мудрости жизни, если, конечно, уметь сознательно управлять своим состоянием.

Вот, например, ты хочешь поднять себе настроение, а у тебядепрессия, тогда как чья-то улыбка или случайный комплимент могут вызвать прилив сил или даже вдохновение без всяких усилий с твоей стороны.

Отсюда и возникает парадокс: ты сам управляешь собой или кто-то другой?

К сожалению, даже в общественном мнении чаще выигрывает тот, кто держится увереннее, например, перед телекамерой или микрофоном, а не тот, кому на самом деле есть что сказать.

Это потому, что, когда людям сложно разобраться в сути дела, работает инстинкт: тот, кто ведет себя увереннее, тот и знает, что надо делать.

А сохранять ясность ума и уверенность в себе в эмоциональных ситуациях, уметь управлять собой при всяком общении, а особенно перед телекамерой или микрофоном, трудно даже опытным актерам, которые не только заучивают роли, но и специально обучаются приемам для снятия нервных «зажимов». Но, как показывает практика, приемы действуют, если они соответствуют индивидуальности человека и особенностям его нервной системы, если нет – это бесполезная трата сил и времени и насилие над собой.

Особенно навыки саморегуляции нужны там, где обычным для себя привычным путем мы желаемого результата достичь не можем и нам требуется подключить к задаче дополнительные ресурсы.

Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие.

Это относится ко всем, и в первую очередь к педагогам, которые являются для ученика не только источником знаний, но и живым воплощением мира, к которому ведут своим обучением.

Входя в класс и не излучая обаяния, трудно рассчитывать на успех урока.

И это не зависит от того, как много вы знаете о том, как лучше провести урок.

Потому что для того, чтобы делать то, что вы понимаете, нужен внутренний баланс, обеспечивающий гармонию между достижениями ума и состоянием души.

Пример. Все, например, знают, что мир лучше войны, что лучший способ выживания людей – это сотрудничество! И что на конфликте ничего не построишь! А все равно идут войны, происходят конфликты! Все, например, знают, что доброжелательность и ободряющая улыбка решают подчас больше, чем самая хитроумная дипломатия! Но все также хорошо знают, как трудно улыбнуться даже соседу, если у вас всю ночь болел зуб, а с утра  – тяжелая голова!

Внутренняя дисгармония создает и жизненные проблемы, определяет ваши удачи и неудачи.

Баланс.

Ведь как хорошо, когда ты прекрасно выспался, когда в душе у тебя праздник, когда ты идешь, например, на урок, с чувством, что тебя ждут, что ты – полезен!

Как хорошо, когда ты – творец! Когда ты – дарующий!

В этом состоянии гармонии, состоянии творца ты и любую реплику, даже самую колкую фразу ученика умело превращаешь в точку опоры, удачно используешь для лучшего ведения урока.

В этом состоянии творца ты чувствуешь всех целостно, как мать. И даже на обидное слово не обижаешься. Думаешь: «Может быть, он не выспался, любви недополучил, а может быть, и голоден...»

И тебе хочется ему помочь.

Но если нет баланса, любая реплика – искра. И ты еще больше теряешь равновесие, забываешь, что должен быть полезен, начинаешь защищаться, самоутверждаться, в тебе растет раздражение, ты можешь накричать, сказать обидные слова.

А зачем?

Разве кто услышит тебя, когда ты раздражен?

Нас слышат тогда, когда в нашем голосе есть сигналы любви, сотрудничества, поддержки, помощи.

И никому мы не нужны, когда кричим, потому что чем громче голос, тем меньше вслушиваются в смысл сказанного.

Скажи себе: ЯСолнце!

Нам мешает жить то, что мы боимся себя и друг друга. И всякий раз при встрече с Неизвестностью мы напряжены, мы защищаемся, самоутверждаемся, мы, как солдаты на фронте, как будто на нас только нападают, мы как чужие.

Может быть, эту неуверенность в себе мы вынесли из детства, когда нас чаще одергивали, чем хвалили за хорошие поступки. И это не потому, что кого-то, может быть, не долюбили. Просто у детей много энергии, много «почему», и дети часто слышат: «Этого нельзя, того нельзя!»

Или эта неуверенность в себе возникает потому, что мы всех судим по себе? Я, например, думаю, что все жутко заняты и что я никому не нужен! Потому что я сам жутко занят!

И этот комплекс неуверенности в себе я, взрослый, и преодолеваю разумом – иду и говорю себе: «Я иду, чтобы помочь, я полезен, значит, я нужен, значит, я хороший, я Солнце!»

А для того чтобы найти согласие с самим собой, соединить достижения ума с состоянием души, я вспоминаю  мое оптимальное состояние. Мой камертон для самонастройки.

И на душе вдруг теплеет.

Может, это нескромно говорить себе: «Я – хороший, я – Солнце?»

А что, было бы лучше, если бы я чувствовал себя серым камнем, лежащим у вас на дороге?

 Вернуться

 

 

 

 

Hosted by uCoz