Некоторые общие, но важные советы учителям
Прогресс и рост
невозможны, пока вы поступаете так, как поступали всегда. Тот, кто
делает всегда только то, к чему давно привык, будет получать только то,
что всегда имел и раньше.
Одним из важнейших
факторов обеспечения психологического благополучия школьников является
отношение к учащимся, к своей работе, к ситуации ЕГЭ самих педагогов.
Спокойный и ровный тон, открытость и доброжелательность, готовность
поддерживать и принимать учащихся с их особенностями и проблемами, быть
фасилитатором – все это не дается учителю в один миг, а является
результатом его длительной внутренней работы над собой. Ниже мы приводим
довольно пространную цитату из книги Х. Алиева. Советы по саморегуляции
в ней не столь конкретны и методичны, как учителя привыкли давать
школьникам к экзаменам, но если они будут услышаны, то пользы от этого
будет гораздо больше, чем от советов, звучащих, как должностные
инструкции.
…Проблема: овладеть
контролем над сокровенным состоянием гармонии между душой и телом,
необходимой для самоосознания человеком собственного «Я» и сохранения
здоровья, через которое и происходит, оказывается, не только целостная
психофизиологическая самоорганизация личности, но и передача личных
достижений в генетику поколений.
Это состояние
гармонии между умом и телом – основа состояния внутренней свободы –
известно во всех временах и у всех народов и называется оно по-разному.
И именно оно, оказывается, и является психофизиологической основой
математической интуиции понятия «нуля», феномена
«присутствия-отсутствия».
А в школе пока
предполагается, наверное, что навыки самопознания и работы над собой
формируются сами по себе, во время, например, физкультуры, литературы
или математики. Поэтому на пятом или шестом уроке ученики сидят с
отсутствующими лицами. Сидят усталые, сами того не подозревая, что эта
«пустота» в голове и есть защищающее их восстановительное состояние, та
самая «нирвана», лежащая в основе систем самосовершенствования,
открывающая основу мудрости жизни, если, конечно, уметь сознательно
управлять своим состоянием.
Вот, например, ты
хочешь поднять себе настроение, а у тебя –
депрессия, тогда как чья-то улыбка или случайный комплимент могут
вызвать прилив сил или даже вдохновение без всяких усилий с твоей
стороны.
Отсюда и
возникает парадокс: ты сам управляешь собой или кто-то другой?
К сожалению,
даже в общественном мнении чаще выигрывает тот, кто держится увереннее,
например, перед телекамерой или микрофоном, а не тот, кому на самом деле
есть что сказать.
Это потому, что,
когда людям сложно разобраться в сути дела, работает инстинкт: тот, кто
ведет себя увереннее, тот и знает, что надо делать.
А сохранять ясность
ума и уверенность в себе в эмоциональных ситуациях, уметь управлять
собой при всяком общении, а особенно перед телекамерой или микрофоном,
трудно даже опытным актерам, которые не только заучивают роли, но и
специально обучаются приемам для снятия нервных «зажимов». Но, как
показывает практика, приемы действуют, если они соответствуют
индивидуальности человека и особенностям его нервной системы, если нет –
это бесполезная трата сил и времени и насилие над собой.
Особенно навыки
саморегуляции нужны там, где обычным для себя привычным путем мы
желаемого результата достичь не можем и нам требуется подключить к
задаче дополнительные ресурсы.
Если человек не
умеет управлять собой, им начинают управлять другие.
Это относится ко
всем, и в первую очередь к педагогам, которые являются для ученика не
только источником знаний, но и живым воплощением мира, к которому ведут
своим обучением.
Входя в класс и
не излучая обаяния, трудно рассчитывать на успех урока.
И это не зависит от
того, как много вы знаете о том, как лучше провести урок.
Потому что для
того, чтобы делать то, что вы понимаете, нужен внутренний баланс,
обеспечивающий гармонию между достижениями ума и состоянием души.
Пример. Все,
например, знают, что мир лучше войны, что лучший способ выживания людей
– это сотрудничество! И что на конфликте ничего не построишь! А все
равно идут войны, происходят конфликты! Все, например, знают, что
доброжелательность и ободряющая улыбка решают подчас больше, чем самая
хитроумная дипломатия! Но все также хорошо знают, как трудно улыбнуться
даже соседу, если у вас всю ночь болел зуб, а с утра – тяжелая голова!
Внутренняя
дисгармония создает и жизненные проблемы, определяет ваши удачи и
неудачи.
Баланс.
Ведь как хорошо,
когда ты прекрасно выспался, когда в душе у тебя праздник, когда ты
идешь, например, на урок, с чувством, что тебя ждут, что ты – полезен!
Как хорошо,
когда ты – творец! Когда ты – дарующий!
В этом состоянии
гармонии, состоянии творца ты и любую реплику, даже самую колкую фразу
ученика умело превращаешь в точку опоры, удачно используешь для лучшего
ведения урока.
В этом состоянии
творца ты чувствуешь всех целостно, как мать. И даже на обидное слово не
обижаешься. Думаешь: «Может быть, он не выспался, любви недополучил, а
может быть, и голоден...»
И тебе хочется ему
помочь.
Но если нет
баланса, любая реплика – искра. И ты еще больше теряешь равновесие,
забываешь, что должен быть полезен, начинаешь защищаться,
самоутверждаться, в тебе растет раздражение, ты можешь накричать,
сказать обидные слова.
А зачем?
Разве кто
услышит тебя, когда ты раздражен?
Нас слышат тогда,
когда в нашем голосе есть сигналы любви, сотрудничества, поддержки,
помощи.
И никому мы не
нужны, когда кричим, потому что чем громче голос, тем меньше
вслушиваются в смысл сказанного.
Скажи себе: Я
– Солнце!
Нам мешает жить то,
что мы боимся себя и друг друга. И всякий раз при встрече с
Неизвестностью мы напряжены, мы защищаемся, самоутверждаемся, мы, как
солдаты на фронте, как будто на нас только нападают, мы как чужие.
Может быть, эту
неуверенность в себе мы вынесли из детства, когда нас чаще одергивали,
чем хвалили за хорошие поступки. И это не потому, что кого-то, может
быть, не долюбили. Просто у детей много энергии, много «почему», и дети
часто слышат: «Этого нельзя, того нельзя!»
Или эта
неуверенность в себе возникает потому, что мы всех судим по себе? Я,
например, думаю, что все жутко заняты и что я никому не нужен! Потому
что я сам жутко занят!
И этот комплекс
неуверенности в себе я, взрослый, и преодолеваю разумом – иду и говорю
себе: «Я иду, чтобы помочь, я полезен, значит, я нужен, значит, я
хороший, я Солнце!»
А для того чтобы
найти согласие с самим собой, соединить достижения ума с состоянием
души, я вспоминаю мое оптимальное состояние. Мой камертон для
самонастройки.
И на душе вдруг
теплеет.
Может, это
нескромно говорить себе: «Я – хороший, я – Солнце?»
А что, было бы
лучше, если бы я чувствовал себя серым камнем, лежащим у вас на дороге?

|